16+

«Нерчинская звезда». Общественно-политическая газета Нерчинского района Забайкальского края

Главная / Статьи / Об образовании района из первых уст
07.07.2017 17:02
  • 256

Категории:

Об образовании района из первых уст

Завершился очередной  учебный год. Есть возможность оглянуться назад и оценить усилия педагогов и Управления образования. Об итогах, успехах, насущных проблемах и положении дел 27 июня мы говорили с начальником Управления образования района Натальей Валерьевной Ораевой. 

Завершился очередной учебный год. Есть возможность оглянуться назад и оценить усилия педагогов и Управления образования. Об итогах, успехах, насущных проблемах и положении дел 27 июня мы говорили с начальником Управления образования района Натальей Валерьевной Ораевой.
Проверяли и показывали себя
Наталья Валерьевна, как бы не хотелось оценивать усилия педагогов по баллам, набранным на итоговых испытаниях, но действительность такова. Как выглядит картина успеваемости в районе для выпускников 11 и 9 классов?
– Можно сказать, что ЕГЭ 11-классники сдали хорошо. Всего экзамены сдавал 81 выпускник, трое пересдавали математику, и пока ждём итогов. Самый высокий средний балл по русскому языку (70,76), результаты по этому предмету тоже выше остальных: восемь человек набрали больше 90 баллов. 100 баллов у Софьи Шмакотиной, 98 – у Гладких Михаила из СОШ №9, 96 – у Калашниковой Эли из СОШ №1. 39 человек по русскому языку набрали больше 70 баллов. Традиционно значительная часть одиннадцатиклассников сдавала обществознание. Тут самый высокий балл у Щербаковой Юли из СОШ №1, девять человек набрали больше 70 баллов. Средний балл по математике базового уровня 3,98 из 20 максимальных. Средний балл по литературе (сдавали четыре человека) – 63 балла, по биологии 51,7. По этим двум предметам больше 70 баллов не набрал ни один человек.
В девятых классах испытания прошли 265 человек, из них 89 пересдавали экзамены, семь человек уйдут из школы без аттестатов. Причина связана с тем, что первый раз девятиклассники сдают четыре экзамена: два обязательных и два по выбору. 181 ученик 9 класса в районе выбрал обществознание, 129 – биологию и 97 – географию.
В настоящее время значительное место в работе педагогов и образовательных учреждений занимает участие в различных конкурсах. Как Вы оцениваете усилия и результаты в этом направлении? Что ещё предстоит?
– Если говорить об учительской активности, то она очень высокая: в районных конкурсах участвовало больше 100 учителей. Достойно представляли Нерчинский район на краевом и российском уровне. Педагог школы №9 Ольга Владимировна Аладьева заняла четвёртое место в краевом конкурсе «Учитель года», Светлана Викторовна Эпова из Заречного стала победителем краевого конкурса «Современный урок», представив разработку по обществознанию. Из нашего района в этом конкурсе по результатам районного тура участвовало четыре педагога – Н. Б. Бянкина из Правых Кумаков и Л. А. Бутина и Е. В. Аскерова из школы №1. Светлана Викторовна Бронникова участвовала в краевых рождественских чтениях и по их результатам была участником финальных чтений в Москве. Активны и молодые педагоги: Марина Борисовна Султанова из школы №2 участвовала в краевом конкурсе молодых педагогов «К вершинам профессионального успеха». Что касается образовательных учреждений, то четвёртой в крае из 36 участников стала школа №1 (по результатам конкурса основных образовательных программ). Региональные гранты получили школа №2, ЦДТ, Бишигинская школа.
Работа продолжается и сейчас: школа №9 и школы сёл Заречное, Правые Кумаки, Волочаевка, Знаменка, Олекан, Зюльзя, Пешково, Илим, Савватеево участвуют в краевом конкурсе «Наша школа – наш успех» в различных номинациях. Есть и новинка: стартует инновационный проект под эгидой Сбербанка России. Он предполагает введение в школах-участниках предмета «Основы финансовой грамотности». Новый предмет появится в образовательных учреждениях Волочаевки, Пешково и Заречного.
Кадры решают всё
Как известно, кадры решают всё. Как выглядит картина обеспеченности образовательных учреждений района педагогами? Дефицит каких специальностей наблюдается больше всего?
– Сейчас для нас проблема №1 – нехватка учителей иностранного языка. Предмет ведётся во всех школах, но вопрос решается за счёт приезжающих совместителей не только в начальные школы, но и в Зюльзикан и Илим. Волнует ситуация и ещё по одной причине: с 2020 года иностранный язык вводится в качестве обязательного предмета на ЕГЭ и ГИА. Это поставит в серьёзное положение не только сельские школы, тем более зачастую у имеющихся кадров только среднее специальное образование, а для подготовки к ЕГЭ и ГИА от учителя требуется высокий уровень. Хотя недостаток учителей иностранного языка – не одна проблема, не хватает математиков, физиков, информатиков, происходит старение кадров и по другим предметам.
Можно ли решить проблему усилиями коллективов сельских школ и Управления образования, ведь уповать на государственное распределение и обязательную отработку молодых специалистов теперь не приходится? Тем более, известно, что привлекать в сёла их нечем: ни жилья, ни сравнимого с городскими условиями уровня досуга.
– Получается, что в этом вопросе рассчитываем сами на себя. Сейчас ситуация такова, что найти педагога-выпускника в ЗабГУ нереально, в учреждении можно увидеть объявление о приёме на работу от читинских школ, что и предпочитают сделать те, кто пойдёт в педагогику. Не секрет, подавляющее большинство учится только ради диплома и о школе не помышляет. Педагогическим коллективам и руководству школ остаётся один выход: целенаправленно настраивать своих учеников на учёбу и возвращение в своё село. У нас уже есть пример по подготовке учителей русского языка и литературы (двум директорам школ удался этот вариант), теперь их будут ждать, чтобы заменить старые кадры. Есть и ещё один выход: привлекать на работу и учёбу одарённых выпускников, которые по разным причинам не смогли получить образование и вернулись в село. При нехватке кадров они могут использовать этот шанс сейчас. Надо сказать, что во многих сёлах такая методика действует, и молодёжь вливается в коллективы. Конечно, это полностью не решает вопроса, но всё-таки сдвиги есть.
– Какие кадры требуются в районе немедленно?
– Нужны педагоги в начальную школу села Верхний Умыкэй, учреждение осталось без учителей. В том случае, если найдём, требуется помощь от сельского поселения для того, чтобы было жильё.
Закрывать не будут
В связи с демографической ситуацией и социально-экономической составляющей на селе наполняемость сельских образовательных учреждений крайне низкая. Что ждёт такие школы, где численность детей можно назвать критической?
– Скажу сразу, никакого закрытия образовательных учреждений не ждём, вопрос стоит только относительно Крупянской школы. В крае волна сокращения образовательных учреждений (ОУ) прошла. Вообще по общему числу ОУ (школы, дошкольные учреждения и дополнительное образование) Нерчинский район находится на втором месте после Краснокаменского: там 52 образовательных учреждения, а у нас 50. В Крупянке будет организован подвоз, дети не будут жить в интернате. Думаю, родительский присмотр пойдёт им на пользу.
К числу образовательных учреждений, где численность детей критически низкая – 26, 27, 29 учеников – можно отнести основные общеобразовательные школы сёл Правые Кумаки, Волочаевка, Зюльзикан. Их никто не собирается закрывать, тем более, если педагогический коллектив работоспособный, творческий и обеспечивает современный уровень образования. Стабильно снижается и численность учеников на старшей ступени: в этом году сдавать ЕГЭ в 11 классе было некому в трёх школах – Нагорный, Пешково, Знаменка. Зачастую число выпускников на старшей ступени в селе составляет 2-3 человека, цифра 6 по нынешним меркам – это уже много.
– Подготовка к новому учебному году в последнее время дефицита всегда сопряжена с недофинансированием, нынешний год является исключением? В каких образовательных учреждениях проблемы ремонта отопительной системы стоят наиболее остро?
– Наиболее остро вопросы ремонта отопительной системы и оборудования стоят в детском саду №12. Проблема обозначена как на уровне района, так и края, есть обращения в краевой минфин и непосредственно губернатору. Нужен бюджетный кредит на ремонт отопительной системы на сумму 1,2 миллиона рублей, но пока никаких обещаний нет. Школа села Правые Кумаки нуждается в приобретении резервного котла. В целом, во всех ОУ требуются различные работы, но на данный момент пока не ведётся разговор о каких-либо суммах на эти цели – ждём.
– Дождливая весна в очередной раз обозначила вопрос аварийных крыш в Илимской и Зюльзинской школах. Будут ли здесь перемены?
– Что касается Зюльзи, то ответ с краевых ведомств пока один: выполнять ремонт на средства районного бюджета. Понятно, что денег нет. Вопрос обозначен в министерствах и перед губернатором, но пока положительного решения нет. В Илимской школе положили защитный слой и работы ещё будут продолжаться за счёт средств муниципального бюджета. Думаю, на короткий срок принятых мер хватит.
– Спасибо за беседу.

Автор: Татьяна Гусева

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Объявления

Реклама

Вверх